Rambler's Top100

www.meteoritika.narod.ru

Загадка Витимского пришельца

Главная страница

Метеориты

Метеорит Палласово железо

Метеорит Чинге

Метеорит Марковка

Метеорит Телеутское озеро

Метеорит Тубил

Витимский болид

Исследование Витимского болида

Новая космическая загадка Сибири

Леонид Асочаков.

Двадцать пятого сентября 2002 года над золотыми приисками Иркутской области вспыхнул яркий болид.

Очевидцы говорили, что болид был немногим меньше Луны, и долгое время освещал ночную тайгу.

После падения метеорита очевидцы услышали звук, похожий на взрыв , и почувствовали дребезжание земли.

Болид был обнаружен спутником ВВС США и потерян им на высоте 30 км. Первую экспедицию к месту падения в октябре 2002 года организовал Институт солнечно-земной физики СО РАН и Иркутский государственный университет. Но тогда были только опрошены очевидцы, так как надвигалась зима.

Этим летом на поиск Витимского болида отправилась экспедиция. Начальником экспедиции был руководитель кружка Котельников Сергей Павлович, а научным руководителем – председатель красноярского отделения РАГО Чеботарев Виктор Евдокимович. В составе экспедиции был еще один опытный «метеоритчик» - геолог Андреев Александр Петрович, трое студентов, двое школьников и водитель машины.

Основной целью экспедиции было опросить очевидцев падения и, конечно, найти метеорит.

До предполагаемого места падения, как мы подсчитали, было около двух с половиной тысяч километров. Ехали мы на микроавтобусе УАЗ.

Доехать до Бодайбо мы собирались за четыре дня, но, как бывает в таких случаях, непредвиденные обстоятельства изменили наши планы, и ехали мы шесть дней. В дороге пять раз прокалывали колёса и, конечно же, терялось много времени на их замену.

А уже в горных районах Забайкалья всплыла главная проблема России - дороги. В тех местах, где мы ехали, дороги были совершенно разбиты, часто встречались ямы. Когда едешь по такой дороге, нужно беречь голову, так как на каждой ямине машина подпрыгивает, и тогда держись за что только можешь, иначе удара не избежать. После этой дороги мы поняли, что в России действительно не дороги, а направления, и русский человек называет дорогой то место, где собирается проехать. Длину дорог местные жители измеряют не в километрах, а в часах, потому что там все едут с одной скоростью. Скорость машины порой оказывается чуть больше скорости пешехода.

Но вот, наконец, и Бодайбо. То есть мы на одном, а Бодайбо на другом берегу Витима. Моста нет, но есть паром, который работает неизвестно как. Не без труда, мы все же переправились через Витим.

В мэрии Бодайбо получили карту местности, а в лесничестве - разрешение на вход в тайгу. Поведали нам также «радостную» для нас весть: в тайге появилось множество медведей.

Мы опросили очевидцев падения метеорита на золотых приисках. На приисках работают круглосуточно, и старатели, работавшие в ночь падения метеорита, видели и запомнили его.

Но многие из них с трудом вспоминали место падения метеорита, хотя некоторые рассказывали очень образно, особенно подчёркивая, что они испугались.

По рассказам очевидцев мы рассчитали траекторию падения болида и направились в предполагаемый район падения. Это глухая местность около деревни Маракан.

Лагерем встали на берегу реки Большой Патом, с трудом доехав до этого места по болотистому берегу реки.

В течение четырёх дней мы ходили по тайге, осматривая окрестности с горок, которых там множество. Несколько раз с горы мы замечали участки выжженной земли. Нам так хотелось обнаружить там остатки метеорита. Но вблизи оказывалось, что это лишь следы лесных пожаров. Поиски мы организовали в основном на другом берегу реки, переходя ее вброд. А течение реки очень быстрое, и перейти ее, не замочив одежду, лежащую в рюкзаке, было почти невозможно. Там же, на другом берегу, совсем недалеко от реки мы видели след медвежонка. Медведи в лесу действительно были, но к нам в гости, к счастью, не заходили.

Вечерами, после поисков, мы купались в реке, борясь с течением, а ночью сидели у костра, отпугивая медведей своими песнями.

Жаль, что времени на поиски у нас было не так уж много, нас ждал еще недельный путь домой.

Поисками болида этим летом, кроме нашей экспедиции, занимались еще три экспедиции из Иркутска, Екатеринбурга и Москвы. Члены научной организации «Космопоиск» даже дали сообщение в СМИ о том, что нашли метеорит. Однако, профессор С.А. Язев из Иркутского института солнечно-земной физики СО РАН и научный руководитель нашей экспедиции – председатель красноярского отделения РАГО В.Е. Чеботарев, а также другие опытные члены экспедиций, много раз принимавшие участие в подобных поисках, подвергли сомнению эту информацию. По мнению С.А. Язева, выпадение крупных фрагментов метеорита в районе поиска экспедиции «Космопоиска» крайне маловероятно, так как в этом случае они должны были падать практически отвесно с высоты 30 км.

Многочисленные опросы очевидцев подтверждают, что после потери метеорита спутником на высоте 30 км, он продолжал свой полет на северо-восток, и район его падения, скорее всего, находится примерно в 40 км к северу от района, обследованного группой «Космопоиска». Что касается поваленных деревьев, то и мы встречали много подобных мест, и местные охотники говорят, что в тех местах нередки ураганы, действие которых легко спутать с последствиями падения метеорита. Вероятно также, что зоны поваленного леса образовались под воздействием ударной волны падающего метеороида при его интенсивном торможении.

Мы считаем, что наша экспедиция находилась ближе других к месту падения болида, но на многие вопросы еще предстоит найти ответы.

Витимский болид пока не найден, в каком-то смысле это хорошо. Значит, будут еще экспедиции, и они откроют нам тайну Витимского пришельца, одного из небесных посланцев, которых в Сибири было великое множество.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Сайт создан в системе uCoz